3 мифа об оперативной памяти

Оперативная память — одна из самых непонятных комплектующих. С остальным всё более-менее понятно: процессор считает, видеокарта выводит изображение, на винчестере хранятся программы, блок питания преобразует переменный ток в постоянный, а материнская плата служит для соединения всего этого в одну систему. Получается, ОЗУ вроде бы не нужна?

Дело в том, что процессор может взаимодействовать (считывать/записывать/изменять) лишь с регистрами (внутренняя высокоскоростная память) и оперативной памятью. Поэтому все программы предварительно загружаются в ОЗУ. Очевидно, что от быстродействия памяти напрямую зависит скорость компьютера. При обычном использовании ПК (интернет, офисные программы) влияние памяти незначительно: скорость ввода человеком значительно ниже быстродействия компьютера. Всё меняется, когда запускается программа, активно взаимодействующая с ОЗУ.

Для максимального быстродействия компьютера нужно покупать высокочастотную память

Раз от памяти зависит быстродействие, значит, желательно брать самую быструю, так? Не совсем.

Важно знать ограничения процессора и чипсета материнской платы. Возьмём платформу на Intel. Разгонять ОЗУ можно на Z или X чипсетах. Какое отношение это имеет к мифу, мы же разгонять не собираемся? Самое прямое. Если возможность разгона заблокирована, в игру вступают ограничения самой планки памяти или процессора. Например, чипсет B360 разгон не поддерживает. Если установить в него плашку ОЗУ с частотой 3200 МГц, то при использовании i7-8700 частота может быть 2666 МГц, а для i3-8100 — 2400 МГц; это ограничения процессоров. Однако, если взять память с заявленной частотой 2133 МГц, будет использовать эта частота.

Таким образом, если материнская плата не поддерживает разгон памяти, нет смысла переплачивать за высокоскоростную ОЗУ.

Чем больше частота, тем быстрее работает память

Это верно, но при прочих равных условиях, или в идеальном мире. Мы живём не в таком мире, потому извлечение данных из памяти происходит не мгновенно, а с задержками. Контроллеру памяти требуется найти нужную ячейку, дать указание на выборку и дождаться получение данных. Такие задержки называются латентностью (или таймингами) и привязаны к частоте (тактам).

При покупке памяти Вы, должно быть, замечали обозначения, вроде CL15 или CL15-15-15-36. Это как раз и указывается минимальное значение тактов, которое необходимо для получения данных. Останавливаться на каждом пункте нет смысла, тем более, что число таймингов и субтаймингов исчисляется десятками. Для понимания ситуации посмотрим только первое значение, иначе называемое CAS-латентность — задержка между запросом на чтение ячейки и временем, когда эта ячейка будет доступна.

Возьмём тактовую частоту работы 3200 МГц. В продаже можно встретить модули с латентностью от 14 до 20. В таком случае, примерное время доступа будет следующим:

Напомню, что реальная частота памяти в 2 раза ниже эффективной. Почему так разбирались в этой статье.

Сравним с памятью на 3000 МГц:

Как видим, скорость работы 3200-CL16 (первый модуль с частотой 3200 МГц и CAS-латентностью 16) равна 3000-CL15. Получается, если взять более высокоскоростную память, но с латентностью 18+, она будет работать медленнее, чем память с меньшей частотой и меньшей же латентностью. Посему, гнаться за одной только частотой не сто́ит, важнее баланс — частота/тайминги.

Игровому компьютеру достаточно 4 (6, 8) ГБ оперативной памяти

В 2012 году и правда разумным минимумом для игрового компьютера являлись 8 ГБ ОЗУ. А в 1997 году хватало и 8 МБ. Всего за 15 лет требования к памяти возросли на 3 порядка. К счастью, сейчас прогресс замедлился, но это не значит, что его нет.

В этом году многие AAA-игры в минимальных системных требованиях указывали 8 ГБ оперативной памяти. Спасибо за это можно сказать консолям, у которых как раз такой объём памяти. Учитывая, что современные игровые приставки (речь об PlayStation 4 и Xbox One, конечно) построены на пк-совместимых процессорах, разработчикам изначально приходится задумывать о «втискивании» игровых данных в этот объём ОЗУ.

Так что самый минимум для игрового компьютера сейчас — 8 ГБ. Но это, повторюсь, в некоторых играх подходит лишь для минимальных требований. Если Вам важно играть, невзирая на FPS и графику — вариант имеет место. В противном случае, необходимым минимумом будет 16 ГБ.


Это тоже интересно

3 причины, почему собирать новый компьютер нужно в ближайшее время

Читать 20 сентября 2019

Почему оптические диски «умерли»

Читать 17 августа 2019

Игровой компьютер недалёкого будущего: какой он

Читать 6 мая 2018

Сочетание клавиш на клавиатуре для работы в браузерах: ОС Windows

Читать 9 сентября 2019

Комментарии

Пока комментариев нет. Будьте первым!

Ваша электронная почта нигде не хранится!